МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения ФГОС
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования, обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Целью образования выступает общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, личностные и метапредметные.
Под предметными понимаются результаты, которые достигаются обучающимися в процессе изучения предмета.
Личностные компетенции обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Метапредметные результаты подразумевают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, контроль, оценка, саморегуляция).
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательной деятельности. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, посредством организации психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе его внедрения; развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Обязательные составляющие, которым уделяется внимание при организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС:
1) методологические и содержательные основы сформулированных в Стандарте требований к программе духовно-нравственного развития и воспитания (на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и фундаментального ядра содержания общего образования);
2) ценностно-нравственное и системообразующее значение образования в социокультурной модернизации общества, удовлетворение актуальных потребностей личности и общества;
3) системно-деятельностный подход (решающая роль содержания и способов организации деятельности, направленной на личностное, социальное, познавательное развитие; учет индивидуальных особенностей и разнообразие видов деятельности и форм общения для достижения воспитательных результатов);
4) обеспечение преемственности на всех уровнях образования;
5) развитие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития обучающихся, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Цель психолого-педагогического сопровождения ФГОС:ориентировать участников образовательных отношений на достижение качественно новых результатов образования посредством парадигмы деятельностного развития.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1) проводить профилактику возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды);
2) содействовать ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развивать психолого-педагогическую компетентность обучающихся, родителей, учителей;
4) отслеживать систематически психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС;
5) разрабатывать индивидуальные образовательные траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания,а также на основе выявления особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
6) Оказывать психолого-педагогическую поддержку педагогам и родителям детей, обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Субъекты системы психологического сопровождения
Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию обучающихся в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.
В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:
– администрация школы,
– классные руководители,
– медицинский работник школы,
– педагог-психолог,
– учитель-логопед,
– социальный педагог,
– учителя-предметники,
– родители (законные представители),
– межведомственные специалисты,
– обучающиеся.
Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс на этапе внедрения ФГОС.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
– индивидуальное;
– групповое;
– на уровне класса;
– на уровне школы.
Направления психолого-педагогического сопровождения
Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует также организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.
1. Работа с обучающимися.
2. Работа с педагогическим коллективом.
3. Работа с родителями.
Формы сопровождения:
– профилактика;
– диагностика;
– консультирование;
– коррекционно-развивающая работа;
– просвещение.
1. Профилактическое направление.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Психопрофилактическая работа направлена на обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
– разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
– выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
– предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
2. Диагностическое направление.
Выявление и поддержка одарённых детей. Дифференциация, социализация и индивидуализация обучения. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся. Выявление и поддержка детей с особыми образовательным и потребностями. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности. Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть групповой индивидуальной углубленной. Информация, собираемая в ходе психодиагностического обследования, предназначена для служебного пользования и может служить основой для рекомендаций обучающимся, педагогам, родителям (или их законным представителям).
3. Консультативное направление.
– оказание консультативной помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.
Индивидуальное консультирование – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование – информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Коррекционно-развивающее направление.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в учебной деятельности и общении.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими трудности в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на: уменьшение степени выраженности нарушений развития, их поведенческих последствий; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
5.Просветительско-образовательное направление.
Психологическое просвещение и образование – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Просвещение педагогов осуществляется на методических семинарах-практикумах, в рамках индивидуальных и групповых консультаций педагогов по работе с разными проблемами классов и учащихся.
Просвещение родителей осуществляется на общешкольных и классных родительских собраниях; в процессе консультирования родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.
Просвещение учащихся осуществляется в ходе групповых занятий по факультативным программам; в рамках тренинговой работы; в привлечении учащихся к участию в городских мероприятиях по психологии (научно-практические конференции, олимпиады); в участии в мероприятиях «Недели Психологии»; а также в ходе групповых и индивидуальных консультаций, направленных на самопознание и решение проблемных ситуаций.
Одним из важнейших направлений просветительско - образовательной работы выступает «Профориентация». Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
Основной принцип организации работы педагога-психолога – осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения определенных групп учащихся:
– находящихся в критических точках развития (возрастные кризисы);
– переходящих на следующую ступеньобучения;
– обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, особое внимание в процессе планирования и осуществления психолого-педагогического сопровождения уделяется обучающимся первых, четвертых, пятых, седьмых, девятых, десятых и одиннадцатых классов, а также обучающимся классов СКК и другим обучающимся ОВЗ.
При данном варианте организации психологической работы в школе психолог имеет возможность осуществлять сопровождение конкретного ребенка и классного коллектива в полном смысле этого слова: отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.
Ожидаемые результаты сопровождения ФГОС:
– активное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся;
– создание мониторинга психологического статуса обучающегося;
– оказание помощи в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся школы;
– повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся;
– своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при переходе на ФГОС;
– создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
Диагностический инструментарий, используемый в рамках
психолого-педагогического сопровождения
образовательных отношений в условиях реализации ФГОС
№
|
Вид диагностики/ Методика |
Цель |
Диагностируемые УУД |
|
1 класс |
||||
1. |
Анкета «Отношение к школе» Н.Г. Лускановой |
Учебная мотивация, отношение к школе, адаптация к школе. |
Личностные Коммуникативные |
|
2. |
Методика изучения социально-психологической адаптации к школе Э.М. Александровской |
Адаптация к школе. Параметры: – эффективность учебной деятельности, – усвоение школьных норм поведения, – успешность социальных контактов, – эмоциональное благополучие в школе. |
Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные |
|
3. |
Тест стандартных прогрессивных матриц Равена (серия «А») |
Невербальное (линейное визуальное) мышление. |
Познавательные |
|
4. |
Гештальт-тест Бендера |
Графо-моторные навыки, зрительно-пространственное мышление |
Познавательные |
|
5. |
Исключение предметов
|
Операция обобщения, понятийное мышление |
Познавательные |
|
6. |
Серийные картинки |
Установление причинно-следственных связей |
Познавательные |
|
7. |
Пересказ |
Смысловая память |
Познавательные |
|
8. |
Метод бальных оценок (оценивает учитель) |
Интеллектуальная готовность к обучению в школе |
Познавательные |
|
|
Спец. ФГОС (углубленная диагностика) |
|||
9 |
«Десять слов» А.Р. Лурия |
Мнестические процессы |
Познавательные |
|
10 |
Кубики Коса |
Конструктивно-пространственные функции |
Познавательные |
|
11 |
Исключение понятий |
Понятийное мышление |
Познавательные |
|
12 |
Вербальные аналогии |
Вербально-логическое мышление |
Познавательные |
|
2 класс |
||||
1. |
Анкета «Отношение к школе» Н.Г. Лускановой |
Учебная мотивация, отношение к школе. |
Личностные Коммуникативные |
|
|
Спец. ФГОС (углубленная диагностика) |
|||
2. |
«Десять слов» А.Р. Лурия |
Мнестические процессы |
Познавательные |
|
3. |
Кубики Коса |
Конструктивно-пространственные функции |
Познавательные |
|
4. |
Исключение понятий |
Понятийное мышление |
Познавательные |
|
5 |
Вербальные аналогии |
Вербально-логическое мышление |
Познавательные |
|
6 |
Рисунок по инструкции «Остров сокровищ» |
Пространственно-речевые функции |
Познавательные |
|
7 |
Тест Тулуз-Пьерона |
Внимание, психомоторный темп, волевая регуляция |
Познавательные Регулятивные |
|
3 класс |
||||
1. |
Анкета «Отношение к школе» Н.Г. Лускановой |
Учебная мотивация, отношение к школе. |
Личностные Коммуникативные |
|
|
Спец. ФГОС (углубленная диагностика) |
|||
2 |
Корректурная проба Бурдона |
Внимание, психомоторный темп, волевая регуляция |
Познавательные Регулятивные |
|
3. |
Тест стандартных прогрессивных матриц Равена (серии «А», «В») |
Невербальное (линейное визуальное и структурное визуальное) мышление. |
Познавательные |
|
4. |
Исследование словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене |
Понятийное, вербально-логическое мышление |
Познавательные |
|
5. |
Социометрия Д.Морено |
Изучение межличностных взаимоотношений |
Коммуникативные |
|
4 класс |
||||
1. |
Анкета «Отношение к школе» Н.Г. Лускановой |
Учебная мотивация, отношение к школе. |
Личностные Коммуникативные |
|
2. |
Анкета «Мотивы учебной деятельности» |
Ведущие мотивы учебной деятельности |
Личностные |
|
3 |
Методика «Социометрия» Д. Морено |
Изучение межличностных взаимоотношений |
Коммуникативные Личностные |
|
3. |
ГИТ (групповой интеллектуальный тест) |
Изучение уровня развития мышления, темпа мыслительной деятельности |
Познавательные Регулятивные |
|
|
Спец. ФГОС (углубленная диагностика) |
|||
4 |
Корректурная проба Бурдона |
Внимание, психомоторный темп, волевая регуляция |
Познавательные Регулятивные |
|
5 |
Тест стандартных прогрессивных матриц Равена (серии «А», «В») |
Невербальное (линейное визуальное и структурное визуальное) мышление. |
Познавательные |
|
6 |
«Десять слов» А.Р. Лурия |
Мнестические процессы |
Познавательные |
|
5 класс |
||||
1. |
Анкета «Отношение к школе» Н.Г. Лускановой |
Учебная мотивация, отношение к школе. |
Личностные
|
|
2. |
Анкета «Мотивы учебной деятельности» |
Ведущие мотивы учебной деятельности |
Личностные |
|
3. |
Анкета «Привлекательность классного коллектива» |
Удовлетворенность классным коллективом, своей ролью в нем |
Коммуникативные |
|
3. |
Методика «Социометрия» Д. Морено |
Изучение межличностных взаимоотношений |
Коммуникативные |
|
4. |
Методика «Сочинение» Н.Л. Васильевой |
Готовность к обучению в основной школе |
Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные |
|
5. |
Цветовой рейтинг предметов |
Комфортность на уроках |
Коммуникативные Личностные |
|
6. |
Метод бальных оценок (оценивают обучающиеся) |
Взаимоотношения с учителями-предметниками |
Коммуникативные |
|
6 класс |
||||
1. |
Методика М. Лукьяновой |
Изучение мотивации учения подростков |
Личностные Познавательные |
|
2. |
Цветовой рейтинг предметов (Люшер, модификация) |
Изучение отношения к учебным предметам |
Личностные |
|
3. |
Методика рефлексивной самооценки учебной деятельности (О.А. Карабанова) |
Изучение рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности |
Личностные |
|
4. |
Методика Кондаша |
Изучение уровня тревожности |
Личностные |
|
7 класс |
||||
1. |
Методика диагностики структуры учебной мотивации |
Изучение структуры учебной мотивации |
Личностные Познавательные |
|
2. |
Цветовой рейтинг предметов (Люшер, модификация) |
Изучение отношения к учебным предметам |
Личностные |
|
3. |
Методика «Социометрия» Д.Морено |
Изучение коммуникативных компетенций (через оценку социального статуса ребенка в коллективе) |
Коммуникативные Личностные |
|
4. |
Методика «6 рек» (модифицированный вариант характерологического опросника К. Леонгарда) |
Оценка сформированности Я-концепции и самоотношения. |
Личностные |
|
5. |
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина |
Оценка эмоционального состояния учащихся
|
Личностные |
|
6. |
Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша |
Оценка сформированности самоотношения и эмоционального состояний в учебной деятельности
|
Личностные |
|
7. |
Методика «Какой Я» Р.С. Немова |
Оценка сформированности Я-концепции и самоотношения. |
Личностные |
|
|
|
|
|
|
8 класс |
||||
1. |
Анкета «Определение доминирующих мотивов учения» |
Изучение структуры учебной мотивации |
Личностные Познавательные |
|
2. |
Цветовой рейтинг предметов (Люшер, модификация) |
Изучение отношения к учебным предметам |
Личностные |
|
3. |
Методика «ИТО» (индивидуальный типологический опросник) Л.Н.Собчик |
Оценка сформированности Я-концепции и самопредставлений. |
Личностные |
|
4. |
Методика оценки уровня школьной тревожности Филлипса |
Оценка эмоционального состояния учащихся |
Личностные |
|
9 класс |
||||
1. |
Профориентационная анкета |
Изучение начальных профессиональных представлений |
Личностные |
|
2. |
ДДО (Дифференциальный диагностический опросник, Е.А. Климов) |
Изучение направленности интересов |
Личностные |
|
3. |
Анкета самооценки личности |
Оценка сформированности Я-концепции и самопредставлений |
Личностные |
|
4. |
Методика «Профиль» (Н.С.Пряжникова) |
Определение ведущего профиля. |
Личностные |
|
5. |
Опросник Зигмонда А.С., Снайта Р.П, |
Оценка эмоционального состояния учащихся |
Личностные |
|
6. |
Тест на темперамент Айзенка |
Определение типа темперамента |
Личностный |
|
10 класс |
||||
1. |
Цветовой рейтинг предметов (Люшер, модификация) |
Изучение отношения к учебным предметам |
Личностные |
|
2. |
САН (самочувствие, активность, настроение) |
Изучение эмоционального состояния |
Личностные |
|
3. |
Методика оценки приемлемости учащихся класса |
Изучение межличностных, коммуникативных отношений |
Личностные Коммуникативные |
|
4. |
Диагностика мотивации и эмоционального отношения к учебе (модификация А.Д. Андреева) |
Изучение познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева |
Личностные |
|
11 класс |
||||
1. |
Методика «Акцент 2 -90» |
Изучение характерологических особенностей учащихся |
Личностные |
|
2. |
Методика самооценки психических состояний Г.Айзенка. |
Изучение эмоционального состояния учащихся |
Личностные |
|