МБОУ г. Иркутска СОШ №49

 МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения ФГОС

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования, обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Целью образования выступает общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, личностные и метапредметные.

Под предметными понимаются результаты, которые достигаются обучающимися в процессе изучения предмета.

Личностные компетенции обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Метапредметные результаты подразумевают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, контроль, оценка, саморегуляция).

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательной деятельности. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, посредством организации психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе его внедрения; развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.

Обязательные составляющие, которым уделяется внимание при организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС:

 1) методологические и содержательные основы сформулированных в Стандарте требований к программе духовно-нравственного развития и воспитания (на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и фундаментального ядра содержания общего образования);

 2) ценностно-нравственное и системообразующее значение образования в социокультурной модернизации общества, удовлетворение актуальных потребностей личности и общества;

 3) системно-деятельностный подход (решающая роль содержания и способов организации деятельности, направленной на личностное, социальное, познавательное развитие; учет индивидуальных особенностей и разнообразие видов деятельности и форм общения для достижения воспитательных результатов);

4) обеспечение преемственности на всех уровнях образования;

5) развитие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития обучающихся, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Цель психолого-педагогического сопровождения ФГОС:ориентировать участников образовательных отношений на достижение качественно новых результатов образования посредством парадигмы деятельностного развития.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1) проводить профилактику возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды);

 2) содействовать ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

 3) развивать психолого-педагогическую компетентность обучающихся, родителей, учителей;

 4) отслеживать систематически психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС;

 5) разрабатывать индивидуальные образовательные траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания,а также на основе выявления особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

 6) Оказывать психолого-педагогическую поддержку педагогам и родителям детей, обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Субъекты системы психологического сопровождения

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию обучающихся в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:

– администрация школы,

– классные руководители,

– медицинский работник школы,

– педагог-психолог,

– учитель-логопед,

– социальный педагог,

– учителя-предметники,

– родители (законные представители),

– межведомственные специалисты,

– обучающиеся.

Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс на этапе внедрения ФГОС.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

– индивидуальное;

– групповое;

– на уровне класса;

– на уровне школы.

Направления психолого-педагогического сопровождения

Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует также организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.

1. Работа с обучающимися.

2. Работа с педагогическим коллективом.

3. Работа с родителями.

Формы сопровождения:

– профилактика;

– диагностика;

– консультирование;

– коррекционно-развивающая работа;

– просвещение.

1. Профилактическое направление.

 Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Психопрофилактическая работа направлена на обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

– разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; 

– выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

– предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

 2. Диагностическое направление.

Выявление и поддержка одарённых детей. Дифференциация, социализация и индивидуализация обучения. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся. Выявление и поддержка детей с особыми образовательным и потребностями. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности. Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть групповой индивидуальной углубленной. Информация, собираемая в ходе психодиагностического обследования, предназначена для служебного пользования и может служить основой для рекомендаций обучающимся, педагогам, родителям (или их законным представителям).

3. Консультативное направление.

 – оказание консультативной помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.

 Индивидуальное консультирование – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Групповое консультирование – информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

4. Коррекционно-развивающее направление.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в учебной деятельности и общении.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими трудности в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на: уменьшение степени выраженности нарушений развития, их поведенческих последствий; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

5.Просветительско-образовательное направление.

Психологическое просвещение и образование – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Просвещение педагогов осуществляется на методических семинарах-практикумах, в рамках индивидуальных и групповых консультаций педагогов по работе с разными проблемами классов и учащихся.

Просвещение родителей осуществляется на общешкольных и классных родительских собраниях; в процессе консультирования родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.

Просвещение учащихся осуществляется в ходе групповых занятий по факультативным программам; в рамках тренинговой работы; в привлечении учащихся к участию в городских мероприятиях по психологии (научно-практические конференции, олимпиады); в участии в мероприятиях «Недели Психологии»; а также в ходе групповых и индивидуальных консультаций, направленных на самопознание и решение проблемных ситуаций.

Одним из важнейших направлений просветительско - образовательной работы выступает «Профориентация». Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

Основной принцип организации работы педагога-психолога – осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения определенных групп учащихся:

– находящихся в критических точках развития (возрастные кризисы);

– переходящих на следующую ступеньобучения;

– обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, особое внимание в процессе планирования и осуществления психолого-педагогического сопровождения уделяется обучающимся первых, четвертых, пятых, седьмых, девятых, десятых и одиннадцатых классов, а также обучающимся классов СКК и другим обучающимся ОВЗ.

При данном варианте организации психологической работы в школе психолог имеет возможность осуществлять сопровождение конкретного ребенка и классного коллектива в полном смысле этого слова: отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.

Ожидаемые результаты сопровождения ФГОС:

– активное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся;

– создание мониторинга психологического статуса обучающегося;

– оказание помощи в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся школы;

– повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся;

– своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при переходе на ФГОС;

– создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.

          

Диагностический инструментарий, используемый в рамках

психолого-педагогического сопровождения

образовательных отношений в условиях реализации ФГОС

 

 

Вид диагностики/ Методика

Цель

Диагностируемые УУД

1 класс

1.

Анкета «Отношение к школе»

Н.Г. Лускановой

Учебная мотивация, отношение к школе, адаптация к школе.

Личностные

Коммуникативные

2.

Методика изучения социально-психологической адаптации к школе Э.М. Александровской

Адаптация к школе.

Параметры:

– эффективность учебной деятельности,

– усвоение школьных норм поведения,

– успешность социальных контактов,

– эмоциональное благополучие в школе.

Познавательные

Регулятивные Личностные

Коммуникативные

3.

Тест стандартных прогрессивных матриц Равена (серия «А»)

Невербальное (линейное визуальное) мышление.

Познавательные

4.

Гештальт-тест Бендера

Графо-моторные навыки, зрительно-пространственное мышление

Познавательные

5.

Исключение предметов

 

Операция обобщения, понятийное мышление

Познавательные

6.

Серийные картинки

Установление причинно-следственных связей

Познавательные

7.

Пересказ

Смысловая память

Познавательные

8.

Метод бальных оценок (оценивает учитель)

Интеллектуальная готовность к обучению в школе

Познавательные

 

Спец. ФГОС (углубленная диагностика)

9

«Десять слов» А.Р. Лурия

Мнестические процессы

Познавательные

10

Кубики Коса

Конструктивно-пространственные функции

Познавательные

11

Исключение понятий

Понятийное мышление

Познавательные

12

Вербальные аналогии

Вербально-логическое мышление

Познавательные

2 класс

1.

Анкета «Отношение к школе»

Н.Г. Лускановой

Учебная мотивация, отношение к школе.

Личностные

Коммуникативные

 

Спец. ФГОС (углубленная диагностика)

2.

«Десять слов» А.Р. Лурия

Мнестические процессы

Познавательные

3.

Кубики Коса

Конструктивно-пространственные функции

Познавательные

4.

Исключение понятий

Понятийное мышление

Познавательные

5

Вербальные аналогии

Вербально-логическое мышление

Познавательные

6

Рисунок по инструкции «Остров сокровищ»

Пространственно-речевые функции

Познавательные

7

Тест Тулуз-Пьерона

Внимание, психомоторный темп, волевая регуляция

Познавательные

Регулятивные

3 класс

1.

Анкета «Отношение к школе»

Н.Г. Лускановой

Учебная мотивация, отношение к школе.

Личностные

Коммуникативные

 

Спец. ФГОС (углубленная диагностика)

2

Корректурная проба Бурдона

Внимание, психомоторный темп, волевая регуляция

Познавательные

Регулятивные

3.

Тест стандартных прогрессивных матриц Равена (серии «А», «В»)

Невербальное (линейное визуальное и структурное визуальное) мышление.

Познавательные

4.

Исследование словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене

Понятийное, вербально-логическое мышление

Познавательные

5.

Социометрия Д.Морено

Изучение межличностных взаимоотношений

Коммуникативные

4 класс

1.

Анкета «Отношение к школе»

Н.Г. Лускановой

Учебная мотивация, отношение к школе.

Личностные

Коммуникативные

2.

Анкета «Мотивы учебной деятельности»

Ведущие мотивы учебной деятельности

Личностные

3

Методика «Социометрия» Д. Морено

Изучение межличностных взаимоотношений

Коммуникативные Личностные

3.

ГИТ (групповой интеллектуальный тест)

Изучение уровня развития мышления, темпа мыслительной деятельности

Познавательные

Регулятивные

 

Спец. ФГОС (углубленная диагностика)

4

Корректурная проба Бурдона

Внимание, психомоторный темп, волевая регуляция

Познавательные

Регулятивные

5

Тест стандартных прогрессивных матриц Равена (серии «А», «В»)

Невербальное (линейное визуальное и структурное визуальное) мышление.

Познавательные

6

«Десять слов» А.Р. Лурия

Мнестические процессы

Познавательные

5 класс

1.

Анкета «Отношение к школе»

Н.Г. Лускановой

Учебная мотивация, отношение к школе.

Личностные

 

2.

Анкета «Мотивы учебной деятельности»

Ведущие мотивы учебной деятельности

Личностные

3.

Анкета «Привлекательность классного коллектива»

Удовлетворенность классным коллективом, своей ролью в нем

Коммуникативные

3.

Методика «Социометрия» Д. Морено

Изучение межличностных взаимоотношений

Коммуникативные

4.

Методика «Сочинение» Н.Л. Васильевой

Готовность к обучению в основной школе

Познавательные

Регулятивные Личностные

Коммуникативные

5.

Цветовой рейтинг предметов

Комфортность на уроках

Коммуникативные

Личностные

6.

Метод бальных оценок (оценивают обучающиеся)

Взаимоотношения с учителями-предметниками

Коммуникативные

6 класс

1.

Методика М. Лукьяновой

Изучение мотивации учения подростков

Личностные

Познавательные

2.

Цветовой рейтинг предметов (Люшер, модификация)

Изучение отношения к учебным предметам

Личностные

3.

Методика рефлексивной самооценки учебной деятельности (О.А. Карабанова)

Изучение рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности

Личностные

4.

Методика Кондаша

Изучение уровня тревожности

Личностные

7 класс

1.

Методика диагностики структуры учебной мотивации

Изучение структуры учебной мотивации

Личностные

Познавательные

2.

Цветовой рейтинг предметов (Люшер, модификация)

Изучение отношения к учебным предметам

Личностные

3.

Методика «Социометрия» Д.Морено

Изучение коммуникативных компетенций (через оценку социального статуса ребенка в коллективе)

Коммуникативные Личностные

4.

Методика «6 рек» (модифицированный вариант характерологического опросника К. Леонгарда)

Оценка сформированности Я-концепции и самоотношения.

Личностные

5.

 Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина

Оценка эмоционального состояния учащихся

 

Личностные

6.

 Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша

Оценка сформированности самоотношения и эмоционального состояний в учебной деятельности

 

Личностные

7.

Методика «Какой Я» Р.С. Немова

Оценка сформированности Я-концепции и самоотношения.

Личностные

 

 

 

 

8 класс

1.

Анкета «Определение доминирующих мотивов учения»

Изучение структуры учебной мотивации

Личностные

Познавательные

2.

Цветовой рейтинг предметов (Люшер, модификация)

Изучение отношения к учебным предметам

Личностные

3.

Методика «ИТО» (индивидуальный типологический опросник) Л.Н.Собчик

Оценка сформированности Я-концепции и самопредставлений.

Личностные

4.

 Методика оценки уровня школьной тревожности Филлипса

Оценка эмоционального состояния учащихся

Личностные

9 класс

1.

Профориентационная анкета

Изучение начальных профессиональных представлений

Личностные

2.

ДДО  (Дифференциальный диагностический опросник,

 Е.А. Климов)

Изучение направленности интересов

Личностные

3.

Анкета самооценки личности

Оценка сформированности Я-концепции и самопредставлений

Личностные

4.

Методика «Профиль» (Н.С.Пряжникова)

Определение ведущего профиля.

Личностные

5.

Опросник  Зигмонда А.С., Снайта Р.П,

Оценка эмоционального состояния учащихся

Личностные

6.

Тест на темперамент Айзенка

Определение типа темперамента

Личностный

10 класс

1.

Цветовой рейтинг предметов (Люшер, модификация)

Изучение отношения к учебным предметам

Личностные

2.

САН (самочувствие, активность, настроение)

Изучение эмоционального состояния

Личностные

3.

Методика оценки приемлемости учащихся класса

Изучение  межличностных, коммуникативных отношений

Личностные

Коммуникативные

4.

Диагностика мотивации и эмоционального отношения к учебе (модификация А.Д. Андреева)

Изучение познавательной активности,  мотивации достижения, тревожности, гнева

Личностные

11 класс

1.

Методика «Акцент 2 -90»

Изучение характерологических особенностей учащихся

Личностные

2.

Методика самооценки психических состояний Г.Айзенка.

Изучение эмоционального состояния учащихся

Личностные